Гигиена зрения ребёнка

 Основной задачей гигиены зрения детей является обеспечение наилучших условий для работы глаз. Это должно способствовать нормальному развитию детей, повышению зрительной работоспособности, предотвращению развития близорукости и других дефектов зрения.
     Гигиена зрения детей предусматривает рациональное освещение рабочих мест дома и в школе. Дети должны правильно сидеть во время занятий, соблюдать режим дня и учебных занятий.

     Если у ребенка в начальных классах замечено снижение зрения, следует подумать о возможном появлении у него близорукости. Развитию близорукости способствуют недостаточное освещение, неправильная посадка при чтении или письме, чтение  лежа, мелкий или плохой шрифт. Все это вызывает быстрое утомление глаз, требует  приближения их к читаемой книге.
     Чтение при плохом освещении, во время еды, поездки в транспорте наносит ребенку непоправимый вред. Необходимо обращать внимание на тексты в книжках, рисунки, наглядные пособия, которыми ребенок пользуется. Желательно, чтобы они были хорошо отпечатаны, на хорошей бумаге, контрастировали с фоном. Определённые гигиенические требования предъявляются к типографскому шрифту.
Так школьник, читая при плохом  овещении книгу, напечатанную мелким шрифтом, на плохой бумаге, вынужден будет все более и более приближать её к своим глазам, тем самым чтение потребует от него чрезмерного напряжения, что вызовет быстрое утомление. Подобное длительное влияние неблагоприятных условий зрительной работы способствует развитию близорукости.
Нормальное расстояние при чтении от глаза до книги – 30-33 см ; оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Чтение на таком расстоянии не требует сильного напряжения зрения и даст возможность сидеть не наклоняясь. При чтении книгу следует держать в наклонном положении под углом примерно 15°.
Дома для занятий детей должно быть отведено светлое место у окна. Вечером ребенку нужно обеспечить достаточное искусственное освещение при помощи настольной лампы с непрозрачным абажуром. Свет должен падать слева на рабочую поверхность, а глаза оставаться в тени. Освещение в классе должно быть достаточным. Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели.  Поэтому эти отражающие поверхности должны быть в светлых тонах.
Правильная посадка детей возможна только при наличии в классах столов соответствующих росту ребенка. Школьников  с пониженным зрением следует усаживать за передние парты, лучше ближе к окну.
Для уменьшения общего зрительного утомления целесообразно 1 раз в середине учебного дня делать физзарядку продолжительностью 3-5 мин. Во время перемены учащиеся должны полностью отключаться от зрительной работы.