Береги время

Время
         Воспитание бережливости тесно связано с формированием у ребенка умения ценить время. Родители, имеющие детей школьников, часто жалуются на их неорганизованность. И нарекания по поводу того, что детям слишком много задают, что они не успевают, что программа, мол, слишком сложна и т. д., по существу, часто оказываются несостоятельными. Все обстоит гораздо проще — дети не умеют организовать свое время, а родители им в этом мало помогают, а зачастую и сами не умеют и не хотят планировать свой день, чтобы не связывать и не обременять себя.
   Время для нас является материальной ценностью, и при том ценностью особого рода. Другие ценности мы можем скапливать и беречь, время же течет беспрерывно и ускользает из нашего опыта. Время неиспользованное — это время, погибшее безвозвратно.

      Планирование времени и жесткое соблюдение намеченного, умение экономить и рассчитывать буквально каждую минуту — важное условие успешного и качественного выполнения и работы на производстве, и решения всяческих бытовых задач. Мы постоянно жалуемся на нехватку времени, и в то же время не умеем его беречь. Можем совершенно спокойно час, может и больше, проговорить с приятельницей о пустяках, потратить вечер на обсуждение очередного футбольного матча или просидеть у телевизора 3—4 часа, просматривая все подряд теле­передачи. Безусловно, и разговор с приятельницей, и обсуждение футбольного матча, и просмотр телепередачи — это эмоциональная разрядка, элемент общения, без которого человек и немыслим как социальное существо.
     И все же, общение, которое ничего не дает ни уму, ни сердцу, не несет какой-либо информации, превращается в пустое времяпрепровождение. И ребенок точно так же станет себя вести: будет слонятся без дела по квартире, болтаться на улице, прекрасно зная, что у него еще не выучены уроки. А вот другой ребенок прошел совсем иную школу. Он знает, что мама с папой с вечера обсуждают пред стоящий день: кто и что должен завтра сделать — купить, вымыть, выстирать, отгладить, уплатить за квартиру и т. д., сам принимает в таких семейных советах участие. Это научило его понимать, что жизнь не праздник, не отдых — каждый день заполнен какими-то делами, что намеченное надо выполнять. Ребенок является свидетелем именно такого стиля жизни своей семьи, он видит, как заняты и мама, и отец, но мама не ляжет спать, пока не приведет в порядок кухню, не вымоет посуду, а отец непременно, несмотря ни на какие обстоятельства, выполнит данное маме обещание, например прибить на балконе полку.

Чтобы дети научились планировать свое время, родители могут посоветовать им завести небольшие блокнотики, в которые они бы записывали все, что им предстоит выполнить за месяц, неделю, день. А можно побуждать ребенка и мысленно планировать время,
что особенно хорошо делать по дороге в школу. Следует проявить определенную настойчивость в воспитании у ребенка этой полезной привычки. Планируя свои дела и исполняя задуманное, сын или дочь вскоре сами убедятся, насколько легче им стало жить: оказывается, если посматривать на часы, то можно многое успеть и еще и по дому помочь. Такая формирующаяся у ребенка привычка экономить время вскоре станет и чертой личности — организованностью, дисциплинированностью, пунктуальностью и точностью, а без этих качеств и немыслим профессионализм ни каком деле.
    Но как приучить ребенка ценить время, как снять у подростка желание бездумно «болтаться» без всякого дела? Эти вопросы очень волнуют родителей.
    Прежде всего речь идет о качествах, связанных с развитием воли ребенка. А воля — с одной стороны, умение сдерживать себя, с другой — активность, деятельность. Там, где ребенок с детства приучен к твердому порядку и знает, что если мама позволила играть во дворе только до шести часов, он должен явиться домой в это время и ни минутой позже, что если по телевизору можно смотреть только «мультики» и вечернюю сказку, то незачем умолять «еще пять, ну только пять минут» посмотреть фильм, что после игры надо обязательно убирать игрушки на место, что каждый вечер надо чистить свою обувь и т. д.
  Но если дошкольника не научили понимать цену времени, ошибку еще можно исправить в начальной школе. Стоит при этом посоветовать ребятам постоянно ориентироваться на часы, предварительно посвятив несколько дней «хронометражу» уроков. Когда сын убедится, что математику можно сделать за 45 минут, а на русский, если не отвлекаться и полностью сосредоточиться на книге, нужно и того меньше времени, вскоре он сам привыкнет к системе учебы по плану и оценит ее преимущества.
      Большинство школьников плохо успевают в учебе не потому, что не могут освоить тот или иной предмет, а лишь из-за отсутствия элементарного умения распределять и планировать свое время.

Вот некоторые рекомендации которые могут быть использованы  в семейном воспитании.
    Сосредоточьтесь на главном. Запишите на листке (или в блокноте) в порядке их важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем также поступите с делом № 2, а потом — № 3 и т. д. Если к концу дня вы разделаетесь только с одним или с двумя номерами, назавтра вы снова распределите то, что следует выполнить по степени важности.
     Придумывайте себе стимулы. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. То, что хочется, делается скорее, чем то, что нужно. Поэтому задача: как-то превратить свои занятия из «надо» в «хочется». Продуктивность вашей деятельности повысится почти автоматически.
      Установите твердые сроки. Один из способов связать себя обязательством — назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Одно дело сказать себе: «Я подготовлюсь к контрольной при первой же возможности...» И совсем другое — решить:«Я подготовлюсь к контрольной, а потом пойду гулять». В первом случае вы найдете себе возможные оправдания, во втором — поставите себя в определенные рамки. Но здесь нужно принять во внимание два момента: сроки должны быть реальными. Если это так, надо твердо держаться срока. Не расслабляйтесь и не утешайтесь рассуждением о том, что вы не сможете выполнить работу в срок, что срок можно перенести,— наоборот, будьте непреклонны к себе. Научитесь быть решительными. Не откладывайте дела со дня на день — решайте и действуйте.
   Научитесь говорить «нет». Если не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Не увязайтенедостаток времени).
    Приступайте к делу сразу же. Многие, прежде чем приняться за работу, тратят много времени на построение дела (долго наводят порядок на столе, глядят в окно и т. д.), а потом удивляются, куда девалось время. Не мешайте с делами! Принимайтесь сразу же! Используйте время полностью. Всегда есть возможность во время поездок в транспорте, какого-то ожидания занять несколько минут такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих дел, просматривание своих записок (записной книжки) и т. д.
   Следите за тем, на что тратите свободное время. Если игра в мяч или другое занятие помогают вам отдохнуть и освежиться — прекрасно! Но не предавайтесь таким занятиям только потому, что так делают другие. Мы могли бы сберечь многие часы, если бы были чуть разборчивей при выборе кинокартин и телепередач, которые смотрим, книг, журналов, которые читаем. Например, в недельной программе телевидения лучше заранее пометить, что смотреть.
Меняйте, чередуйте занятия, дела. Это правило относится и к умственной деятельности — меняются предметы, занятия; и к смене труда физического умственным и наоборот.
Начинайте раньше. Начиная день всего на 15—20 мин раньше того, к чему вы обычно привыкли, вы зададите тон всему дню.
Уважайте свое время. «Время- это деньги. Хотите иметь деньги ,экономьте время». Попробуйте мысленно давать вашему времени такую оценку, и вы станете по-новому относиться к нему.

Итак, разумная привычка экономить время, умение его планировать, приобретенная еще в детстве, позволяют человеку целенаправленно и сосредоточенно трудиться, что, в конечном итоге, приводит к высокой профессионализации.
    Так от организации жизни ребенка дома, в семье тянется ниточка к ответственному отношению человека к своим рабочим и профессиональным обязанностям, дисциплинированности,организованности,ответственности.