Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе - это умение читать, считать и писать. На самом деле готовность к школе - вопрос значительно более обширный
Саморегуляция - основа готовности к школе
Первый и один из самых важных элементов - саморегуляция. Примерно к 7 годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики - появляется умение осознанно управлять своим поведением.
В дошкольном возрасте еще нет механизма - саморегуляции целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно.
Для обучения же в школе механизм саморегуляции необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да элементарно нужно просидеть 30 минут на уроке!
Именно саморегуляции чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать саморегуляцию нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.
Мотивация - должен ли ребенок хотеть в школу?
Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний. Однако, этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не так часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («В школе я буду уже большой!»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок в школу не хочет. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе или о необходимости учиться вообще, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым. В зависимости от причины и нужно действовать. Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом.
Социальная готовность к школе
Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми. Со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок детский сад не посещает (домашний ребёнок), постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, чтобы ребенок привыкал находиться в коллективе. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой.
Интеллектуальная готовность к школе
Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций - памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе больше внимания уделяется развитию мелкой моторики, то есть - занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра "сцеплены" в структуре детского мозга). То есть необходимо больше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы - все это развивает также внимание и усидчивость.
Но это не самый главный компонент готовности к обучению. Если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.
Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через игру. Игры должны быть интересны ребенку. Нужно помнить, что именно игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, именно с помощью игры происходит развитие.
Успешный школьник - здоровый школьник
Не забудьте при подготовке к школе уделить внимание здоровью ребенка. На самом деле, поступление в первый класс - это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале - занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание.
Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).
В любом случае хотелось бы, чтобы родители больше прислушивались к рекомендациям психологов, проводящих тестирование при приеме в школу. Лучше всего сделать это весной, чтобы с учетом рекомендаций максимально подготовить ребенка к школе за лето. Специалист не только оценит уровень развития различных компонент готовности к школьному обучению, но и подскажет, какая система обучения больше подходит именно вашему ребенку.
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки - не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!
По материалам: Освіта.ua
По материалам: Освіта.ua