Компьютер и дети |
Как разглядеть в детях эти свойства и определить интенсивность нагрузок?
Дети с подвижной нервной системой действуют смело и решительно. На вопросы отвечают быстро, не опасаясь ошибок, но, как правило, неверно. Приступают к работе без подготовки и предварительного размышления, спешат, допускают много неточностей, делают ее не очень качественно, "на глазок", часто отвлекаясь.
Дети с низкой подвижностью делают все осторожно, а когда их спрашивают, молчат, тщательно обдумывая вопрос и ответ. Занимаются сосредоточенно, часто проверяют правильность выполнения, предпочитая равномерный темп работы. Если их ограничить во времени, заставить работать быстрее, они скорее устают.
У ребенка с низкой подвижностью по мере уставания увеличивается пассивность, о которой можно судить по позе: он почти полулежит, задрав ноги, или всем телом опирается на стол, теряет интерес к занятию, ёрзает на стуле, часто меняя положение, у него снижается настроение.У подвижных детей утомление проявляется в повышении нервно-мышечной напряженности. При этом усиливаются моторные реакции (ребенок вскакивает с места, прыгает, хлопает в ладоши), а эмоциональные - обостряются (он смеется или плачет, вскрикивает, поет, бурно разочаровывается или веселится).
Эмоциональные и моторные реакции детей, устающих от общения с компьютером, весьма отличаются от аналогичных реакций на физическую или интеллектуальную усталость, которая возникает, скажем, при написании длинного диктанта. При утомлении мышц ребенок потягивается, расправляет плечи, зевает, ложится на парту. А при работе на компьютере, когда на мышечную усталость накладывается нервно-эмоциональное напряжение, он поёживается, ёрзает на месте, трясет руками, ногами, втягивает голову в плечи, ложится грудью на стол или вдруг вскакивает, подпрыгивает, хлопает в ладоши, выбивает дробь кулаком и т. д.
Компьютерные игры значительно активизируют восприятие - ребенок легко перевозбуждается. К тому же длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что синдром "круглой спины" проявляется раньше, чем при обычных занятиях.
После пика работоспособности у ребенка обычно наступает спад. Но ребенок этого не замечает, и здесь кроется серьезная опасность, связанная с постепенным истощением функциональных резервов организма. Продолжение диалога уже утомленного ребенка с компьютером обходится ценой все больших физиологических затрат. Помимо прочего, переутомление от работы на компьютере чревато упорным отказом продолжать занятия в дальнейшем. Поэтому очень важно вовремя остановить ребенка, переключить его внимание на что-то другое.
Занятия на компьютере, и в первую очередь увлекательные игры, отнимают очень много сил и требуется время, чтобы их восстановить. Ведь согласно "закону истощения", сформулированному еще в XIX веке, утомление растет быстрее, чем вызывающие его нагрузки, поэтому уставшему организму одна и та же работа обходится дороже, чем отдохнувшему. Более того, нервно-эмоциональная напряженность и утомление зрения, накапливаясь, отрицательно сказываются на последующей деятельности. Не случайно педагоги жалуются на чрезмерную возбудимость и неуправляемость школьников младших классов, поработавших в компьютерном кабинете.
К сожалению, на практике взрослые не очень-то обращают внимание на состояние ребенка, на режим его занятий на компьютере - и не только из-за неосведомленности в вопросах гигиены или недостаточной информированности о влиянии компьютера на организм.
Что вынуждает многих из нас иногда поступать вопреки доводам разума, здравого смысла, собственным убеждениям - в ущерб себе? Вероятно, обычная наша привычка действовать по сиюминутной прихоти. А ведь гигиена труда и отдыха свидетельствует об общей культуре человека, которую нужно воспитывать с детства.
Можно выделить 4 основных типа проявления "компьютерной" усталости
1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.
3. "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.
4. Эмоционально-невротическая реакция - крик, подпрыгивания, пританцовывания, истерический смех и др.
Девять основных правил, соблюдать которые необходимо для сохранения здоровья и улучшения самочувствия при работе с компьютером.
По материалам: Детство.Ру
Ещё статьи по теме: День безопасного интернета
Девять основных правил, соблюдать которые необходимо для сохранения здоровья и улучшения самочувствия при работе с компьютером.
По материалам: Детство.Ру
Ещё статьи по теме: День безопасного интернета